г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

Семья как пространство нравственности

Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых - воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.

Целевым ориентиром семейной педагогики должна стать классическая формула, утверждающая, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет (Ш.А.Амонашвили). Поэтому в качестве ведущей идеи воспитания детей в семье выдвигается необходимость обеспечения родителями полноценной жизнедеятельности их питомцев на каждом возрастном этапе.

Задачами воспитания и обучения воспитания детей в семье являются развитие личности, ее уникальных природных сил, задатков, индивидуальных способностей, выработка ее высших благородных стремлений, использование для этого научно обоснованных средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка. В настоящее время семейная педагогика - интенсивно развивающаяся отрасль научного знания. Семью как социальный институт, созданный человечеством, как своеобразное цивилизационное завоевание, а значит и семейную педагогику, рассматривают в качестве объекта исследования такие научные дисциплины, как философия, социология, экономика, этнопедагогика, психология, акмеология и т.д.

Семью справедливо называют единственным воспитательным институтом, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. В то же время большинство современных ученых считает, что успех формирования личности основывается на гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Россия как государство-участник «Конвенции о правах ребенка» признает, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества... Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания... Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности» (Конвенция о правах ребенка // Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: БРЭ, 2002, с.508).

Семья представляет собой фундаментальную ячейку общества, социальный институт, одной из важнейших функций которого является воспроизводство новых поколений. В семье осуществляются социализация и воспитание личности ребенка, результаты которых обусловливаются социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными факторами, личностными позициями родителей, старших членов семьи, стилем (укладом) семейной жизни, материальными ресурсами. Как специфический коллектив, семья вырабатывает у растущего ребенка представления о жизненных ценностях, целях, задачах и содержании жизнедеятельности семьи и общества, об отношениях человека к обществу, отдельным людям, труду, собственности. Обстановка в родительском доме налагает на ребенка печать на всю его жизнь. Общение с детьми, забота о них, родительская любовь, участие в воспитании составляют основу личной, семейной жизни людей. От того, как родители выполняют обязанности по отношению к детям, в какой мере они ответственны за здоровье, духовно-нравственный облик детей, как складываются их взаимоотношения с сыновьями и дочерьми, зависят содержание и характер семейного воспитания.

Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисе-мейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей.

А.Ф.Тур подчеркивал, что до пяти лет ребенок непременно должен воспитываться в семье, поскольку именно эти годы - самые важные для формирования личности: в раннем детстве наиболее пластична и податлива психическая организация личности. Особенно велика в воспитании роль матери - «естественной воспитательницы». Януш Корчак общение матери с ребенком называл «дивной песней молчания». Важно, чтобы вместе с матерью воспитанием систематически занимался отец: только совместными усилиями родителей, старших членов семьи могут быть достигнуты положительные результаты в развитии и воспитании ребенка.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Вне семьи и вне общества человек не может существовать как полноценная личность. Поэтому укрепление семьи должно быть центральной задачей государства, нацеленной на процветание и духовное развитие, т.к. в целостности семьи заключен потенциал крепости и целостности общества, а достижение личностью самых возвышенных целей сопряжено с достижением личного счастья. В современных гуманитарных, «человековедческих» науках нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями еще много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Не прекращаются поиски в этом отношении и сегодня.

Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая «среда обитания», особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей) (Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с.257). Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение, данное в свое время известным отечественным исследователем А.Г.Харчевым: «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» (Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978, с.13).

Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания в новых условиях. Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей в современной науке социологии, педагогике выделяют семьи с различным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Важной особенностью семьи является то, что именно она создает предпосылки формирования у подростков девиантного и деликвентного поведения. Если в семье осуществляется необходимый и достаточный контроль над времяпрепровождением детей, то там нет условий, которые негативно сказываются на их формировании. Если же ребенок значительное время предоставлен самому себе, то в таких условиях высока степень риска, что он свяжется с дурной компанией. Причем контроль со стороны семьи должен, на наш взгляд, заключаться не в ограничении свободы ребенка, а в том, чтобы он под присмотром родителей посещал кружки, спортивные секции и т. д. в соответствии со своими интересами.

Заметим еще раз, что семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому сегодня следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса (См.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М: Большая Российская энциклопедия, 2002, с.258).

Великий русский педагог К.Д.Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Само воспитание, учил он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому поставил вопрос о воспитании нравственности в семье. Педагоги старого времени, равно как и многие сейчас, вопросы нравственности детей сводят, в основном, к вопросам поведения в семье и в обществе. К.Д.Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. По его мнению, поведение является производным и вытекает из внутренней установки личности. Задача воспитания в семье, как отмечает он, – пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребенка любить красоту нравственных поступков. «Если ваш ребенок, – говорил К.Д.Ушинский, – знает много, но интересуется вместе с тем пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем отсутствует живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания». Семье следует помогать ребенку в работе над развитием нравственной жизни. При этом родители должны глубоко вникать в духовную жизнь ребенка, переживать ее вместе с ним. «Создайте раньше материал нравственности, а потом ее правила», – советовал К.Д.Ушинский родителям.

К.Д.Ушинский показал, что жизненного опыта и интуиции родителей недостаточно для организации полноценной жизнедеятельности детей в родительском доме. Он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким... Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 10 т. Т.8. - М., 1952, с.11).

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу. Это сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека и на этой основе развития у него способности к саморегуляции поступков, а также регуляции общественного поведения. Движущей силой этого процесса выступает целенаправленное преодоление несоответствия между достигнутым и необходимым уровнями нравственной культуры. Стержнем нравственного воспитания является интериоризация – перевод моральных требований общества, нравсгвенных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни. Таким образом, нравственное воспитание выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у человека необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий Добро и Зло, Честь и Достоинство, Совесть, Долг и других категорий этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, суть нравственного воспитания – в создании у человека глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.

Формирование нравственно воспитанной личности – это непрерывный процесс усвоения человеком этических знаний, формирование моральных убеждений, нравственных качеств и чувств, моральных потребностей и привычек и пр. Все эти элементы можно рассматривать как важнейшие составляющие нравственного воспитания. Нравственное воспитание в семье – это целенаправленная работа родителей по формированию у детей высоких гражданских, морально-психологических качеств.

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. В семье осуществляется физическое воспитание ребенка, воспитание его нравственных качеств, формируются трудовые навыки, дошкольник знакомится с окружающим миром, приобщается к миру прекрасного, т.е. происходит его всестороннее воспитание.

В нравственно здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако амплитуда жизненного маятника может быть резко, жестко противоположна – от спасительной самоотверженности, безмерной преданности до конфликта, до взаимного истребления в самом противоестественном и убийственном смысле.

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Все начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни.

Семья как среда духовного развития личности ребенка обязана выполнять ряд функций. Прежде всего, родители должны воспитывать своих детей – это первейшая функция человека на Земле. Кроме того, дети большую часть времени находятся дома, под влиянием родителей. Эта задача не только педагогическая, но и социальная. Семья - это социальная ячейка общества, в которой осуществляются материальные, хозяйственно-экономические и нравственно-психологические отношения. Это коллектив, члены которого связаны между собой общностью жизненных интересов, совместной деятельностью и бытовыми условиями. От благополучия в семье во многом зависит воспитание детей.

А.С.Макаренко считал нормальными условиями семейного воспитания детей наличие полной семьи, авторитет родителей, единство взглядов родителей на воспитание детей, уважительное отношение ее членов между собой. В лекции «О родительском авторитете» А.С.Макаренко резко критиковал ложные авторитеты некоторых родителей. Считаем, что главным основанием родительского авторитета может быть настоящая общечеловеческая, нормальная жизнь и здоровый быт, активный образ жизни, честность везде – дома, на работе, в обществе, гражданское лицо родителей, их повседневное нравственное поведение. Таких родителей немало, у них дети растут добрыми, прилежными, честными, работящими. Когда таких родителей просят поделиться опытом воспитания детей, они чаще всего отвечают: мы в семье никак не воспитываем детей, мы живем обычной семейной жизнью. Настоящий авторитет обязательно приводит к авторитету помощи детям. Она может выражаться в виде шутки, совета, распоряжения. Но чаще всего дети сами берут пример с родителей.

Семья напоминает государство в миниатюре, в котором существуют свои неписаные законы, общественное мнение, нравственные понятия, вкусы и идеалы. Они чаще всего соответствуют общепринятым нормам общества. В большинстве семей царит дух демократизма и согласия, здоровый образ жизни, трудолюбие и бережливость, честность и справедливость. В таком «семейном государстве» воспитываются все качества личности: трудолюбие, честность, заботливость, законопослушность, уважительность. Какие из этих качеств будут прививаться в семье, такие плоды придется пожинать обществу и родителям.

Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Поэтому родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей осуществляется не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своему производству, соседям, государству. От родителей передаются как положительные качества, так и отрицательное их поведение: нечистоплотная жизнь, недобросовестное отношение к труду, стяжательство, неразумное транжирование заработанных средств, расточительство или жадность. Все это становится достоянием детей и нередко перенимается и копируется - хотят родители этого или не хотят. Поэтому здоровая домашняя обстановка - это и есть наглядные уроки нравственного воспитания детей.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.



 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010