г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

Советы по воспитанию детей

Воспитание после 5 лет

Итак, пятилетие ребенка отпраздновано. Задуты свечи, убран торт. И вот наступила новая веха в жизни ребенка. И в его уже привычный и налаженный мир вторглись странные слова: «нельзя», «должен», «надо», «нет»… много странных и непонятных слов, которые просто не могут иметь к нему отношения. К кому угодно, но не к нему.

Родители… родители тоже ведут себя странным, неправильным, недопустимым образом. Они не выполняют желаний. Они запрещают. Они делают нечто совершенно невообразимое и ужасное: они наказывают. Этого никогда не было, и потому быть не может. Это страшнейшая психическая травма, крушение базовых элементов картины мира ребенка.

Весь жизненный опыт, все долгие и насыщенные пять лет его жизни подвергаются сомнению из-за ужасного и необъяснимого поведения родителей. И ребенок начинает отчаянно бороться за свой привычный мир, за свои права, за все, что до сих пор составляло его жизнь. У ребенка мало способов бороться с произволом взрослых. Но те, которые есть, весьма эффектны и эффективны. Крик. Плач. Истерики. Падение на пол (землю). Намеренное битье собственной головой о предметы. Голодовки. Расшвыривание и намеренная порча вещей.

Обвинения родителей в том, что они «не любят», «ненавидят», «хотят избавиться», «чужие родители, не мои» создают родителям настолько интенсивный прессинг, что твердая решимость родителей начинает превращаться в злость и агрессию. И начинается война. От того, чья воля сильнее, чья решимость больше, зависит исход этой войны.

• Если волевому ребенку удается переломить своих менее решительных, чем он, родителей, ситуация вседозволенности возвращается. В этом случае ребенок и дальше продолжает воспитываться в условиях вседозволенности и отсутствия запретов. Однако попытка ввести в его жизнь дисциплину не проходит бесследно. Ребенок понял: взрослые способны покуситься на его права. Он становится менее отзывчивым и доверчивым, чем прежде, так как его доверие к родителям ослаблено «войной за дисциплину». Теперь с ним гораздо труднее договориться и убедить в чем-либо: родители однажды уже поступили ужасно, нельзя им верить, нельзя идти у них на поводу. Ребенок растет эгоистичным и неконтролируемым. Значимого взрослого, к которому он прислушивается, больше нет.

• Если воля ребенка и решимость родителей равноценны, начинается долгая, затяжная война. Ребенка принуждают, заставляют, наказывают. Ребенка «ломают». Ребенок сопротивляется и мстит. Ребенок начинает озлобляться, становится агрессивным, жестоким к сверстникам и животным. Подлым по отношению ко взрослым. Ребенок не сломлен, но вынужден временно подчиниться. Однажды он наберется сил и ответит. Но пока ему остается только копить обиды и ждать.
Консультация психолога:
Наверняка в детстве родители учили вас хорошим манерам. Сегодня же родители не часто уделяют этому внимание в воспитании, считая, что учить ребенка хорошим манерам - это старомодно.

На самом деле нужно с раннего возраста аккуратно объяснять детям правила хорошего тона. Современные родители привыкли баловать ребятишек, ни в чем им не отказывать, потакать их капризам. Но все это может негативно отразиться на характере ребенка в будущем.

Больше времени современные родители уделяют играм и развлечениям, а не дисциплине. Это происходит на протяжении последних 15 лет: родители больше занимаются работой, оставляя ребенку видеоигры и мультики для развлечения. Особенно часто можно заметить, что отцы вообще считают, что заниматься детьми – это обязанность матери. Хотя в воспитании отец играет очень важную роль!

Психологи убеждены, что необходимо возвращать дисциплину в воспитание ребенка. Это вовсе не значит, что надо полностью отказаться от игр, просто нужно быть строже и помнить, что воспитанность всегда сказывается на авторитетности в детском саду, школе и обществе в целом.

В какой-то момент дети начинают чувствовать свободу, но совершенно не осознают ответственности. Поэтому психологи рекомендуют расставлять для детей границы поведения. И есть несколько хороших способов, чтобы этого добиться.

1) Не бойтесь объяснять

Прежде всего вы должны объяснять ребенку, почему нужно вести себя так, а не иначе в определенной ситуации. Родители часто совершают ошибку – если ребенок делает что-то не так, то на него сыплются упреки, и ребенок совершенно не понимает, за что его ругают, чем он заслужил такое наказание.

Поэтому важно говорить малышу как можно спокойнее, что он сделал не так и как правильно – по-взрослому – поступить в этой ситуации. Будет здорово, если вы подкрепите свои слова примерами.

2) Находите правильное время для разговора

Ни в коем случае не отчитывайте ребенка при других людях, в общественных местах. Если он забыл сказать спасибо или не извинился, никогда не стыдите его прилюдно. От этого малыш может только сильно засмущаться, испугаться, что его позор видел кто-то еще. И тогда ваши воспитательные меры будут иметь только отрицательный эффект.

Так что не ругайте чадо прилюдно. Выбирайте время, когда вы наедине, и разговаривайте с ребенком о том, что он сделал неправильно.

3) Выражайте симпатию

Когда ваш малыш вдруг выражает агрессию по отношению к другим детям, также не стоит раздражать его еще больше, ругая. Лучше вместе с ним найдите какие-то хорошие качества в ребенке, которого обидел ваш малыш.

Учите его видеть хорошее в других людях и не срывать злость без причины. Естественно, во многом это зависит от вас – ни в коем случае сами не кричите на ребенка, если он не виноват. Например, если вы устали после работы, разве виноват малыш в том, что вы раздражены? Учитесь сдерживаться, ведь он смотрит на то, как вы сами ведете себя.

4) Поддерживайте старания

Всегда поощряйте вашего ребенка, если он что-то сделал правильно. Например, сказал спасибо, уступил место в транспорте, подал вам что-то, что вы потеряли. Если вы его похвалите за хорошее, то у него будет мотив снова совершать хорошие поступки.

5) Подсказывайте решения

Выбор всегда облегчает обучение. Ребенку бывает действительно сложно поступить так и никак иначе. Если в какой-то ситуации он был неправ, придумайте несколько вариантов решений. Скажите, что вы бы на его месте сделали так, так или так. Чтобы малыш знал, что у него есть альтернатива, как поступать. Кроме того, он будет рассуждать и решать, какой вариант действительно лучше подойдет для конкретной ситуации.

6) Давайте осознать

Иногда бывает, что ребенок не понимает того, что он неправ, как бы вы ему это ни говорили. Значит, ему нужно немного времени, чтобы осознать, что он делает не так.


 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010