г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

Анализ работы методического объединения классных руководителей

Анализ работы МО классных руководителей ГУО «Средняя школа №20 г.Минска» за 2016/2017 учебный год

Методическое объединение (МО) классных руководителей – одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасные возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

Содержание методической работы с классными руководителями разрабатывается на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов-воспитателей.

Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, т.е. предлагает сознательное действие, направленное на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Основная функция школы – это создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни. Создание таких условий осуществляется через включение ученика в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, практической деятельности.

         В 2016/2017 учебном году было сформировано 21 классный коллектив: 8 классов на I ступени общего среднего образования, 13 классов на IIи III ступенях общего среднего образования. Классными руководителями в этом учебном году работал – 21 педагог.

Классные руководители

Категория

Педагогический стаж

21

б/к

2 кат

1 кат

в/к

До 5 лет

До 10 лет

До 15 лет

До 20 и более

7

33%

2

10%

4

19%

8

38%

8

38%

2

10%

-

11

52%

 

Анализируя статистические данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что классными руководителями работают в основном квалифицированные специалисты, способные на достаточно высоком уровне осуществлять воспитание учащихся – 57% классных руководителей имеют 1-ую и высшую квалификационную категории. У 62% педагогов стаж педагогической деятельности свыше 5-и лет.

Отрицательным элементом в системе работы с классными коллективами явилась нестабильность  состава классных руководителей. На протяжении года поменялись классные руководители в 9 «А», 9 «С», 7 «Б» классах, в 5 «Б» классе из-за постоянного отсутствия классного руководителя (частые больничные листы и сессии) его функцию на протяжении учебного года выполняли еще 3 педагогов.

Следует отметить, что не один классный руководитель не выбрал тему по самообразованию воспитательного направления. Этот вопрос требует решения, в 2017/2018 учебном году нужно разработать и предложить классным руководителям темы по самообразованию по различным направлениям воспитательной работы.

         Основная цель методического объединения классных руководителей – совершенствование воспитательной работы через создание условий и инновационных механизмов по формированию активной гражданской позиции и социального становления личности учащегося.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить эффективность работы методического объединения.
  2. Актуализировать работу классных руководителей по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
  3. Совершенствовать методику подготовки и проведения воспитательных мероприятий, разнообразить формы работы с детским коллективом, учитывая их особенности, возможности и уровень развития.
  4. Использовать инновационные технологии для повышения качества образования.

Ориентируясь на цели, поставленные перед методическим объединением, были разработаны направления методической работы с классными руководителями:

  1. Повышение квалификации классных руководителей (самообразование, прохождение тематических курсов, участие в семинарах, районных методических объединениях, конференциях, мастер-классах).
  2. Обобщение и представление опыта работы классных руководителей (открытые воспитательные мероприятия, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
  3. Проведение мониторинговых мероприятий.
  4. Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами.

Деятельность МО классных руководителей основывается на следующей документации:

  • банк данных членов методического объединения;
  • план работы методического объединения на учебный год;
  • протоколы заседаний методического объединения;
  • планы воспитательной работы классных руководителей;
  • инструктивно-методические документы, касающиеся воспитательной работы в классных коллективах и деятельности классных руководителей;
  • материалы «методической копилки классного руководителя».

В течение 2016/2017 учебного года были запланированы и проведены заседания МО по следующим темам:

1 заседание (30.08.2016) «Организация воспитательной работы в 2016/2017 учебном году». Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

2 заседание (01.11.2016)«Взаимодействие семьи и школы по формированию нравственной культуры ребенка». Форма проведения:круглый стол.

3 заседание (28.12.2016) «Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося. Психологические средства воздействия на личность». Форма проведения: семинар-практикум.

4 заседание (28.03.2017) «Вариативность форм и методов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения». Форма проведения: семинар-практикум.

5 заседание (25.05.2017) «Анализ работы МО классных руководителей в 2016/2017 учебном году.  Лето 2017 года». Форма проведения: панорама опыта.

Заседание 1 было посвящено ознакомлению с нормативными документами по организации воспитательной работы в 2016/2017 учебном году; ознакомлению с функциональными обязанностями; о правилах составления и сроках сдачи социального паспорта класса; утверждению плана МО на учебный год; планирование воспитательной работы и ее учет; организация работы с учащимися, состоящими на различных видах учета.

На заседании 2 рассматривались вопросы формирования нравственных аспектов жизни детей; о роли семьи и школы; была озвучена система подходов воспитания современной белорусской. Классный руководитель 9 «Б» класса, Шешко Ю.Л. выступила с докладом о деятельности классного руководителя в формировании у учащихся нравственных аспектов в семье и школе. По вопросам сотрудничества семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности выступила классный руководитель 5 «А» класса, Злобина Н.А..

Заседание 3 было посвящено психолого-педагогическим основам формирования личности учащегося; психологическим средствам воздействия на личность. По вопросам сотрудничества семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности, а также по профилактике суицидального поведения у подростков выступила педагог-психолог Бунич И.Н.. Классный руководитель 9 «А» класса Трофимов А.С.. сделал акцент на изучении индивидуальных особенностей и способностей учащихся в процессе обучения. О работе классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в домашнем микроклимате ребенка и оказании помощи в налаживании взаимоотношений в семье рассказала классный руководитель 6 «А» класса Бурак А.И..

 На заседании 4 рассматривался вопрос о формах и методах гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Классный руководитель 7 «Б» класса Зыль Д.Д. напомнила о нормативно-правовой основе деятельности классного руководителя в работе с учащимися, в рамках гражданско-патриотического воспитания. О деятельности общественных организация БРСМ и БРПО и о привлечение в их ряды  учащихся рассказала классный руководитель 8 «С» класса Сердечная Л.В.. Поделился опытом по реализации туристско-экскурсионных программ Коляго А.С., классный руководитель 11 «А» класса. Педагог-психолог, Бунич И.Н. еще раз осветила вопрос профилактики  детского суицида, рассказала о «смертельных играх» с которыми ребенок может столкнуться в интернете.

Заседание 5 было посвящено анализу работы методического объединения классных руководителей в 2016/17 учебном году, а также организации летней кампании 2017 года. На заседании был заслушан анализ работы методического объединения классных руководителей за 2016/2017 учебный год, обсуждалось перспективное планирование работы МО классных руководителей на 2017/2018 учебный год (руководитель методического объединения классных руководителей Гаранин В.П.). Полегошко А.О., руководитель музея представила анализ работы школьного музея «Истоки» за 2016/2017 учебный год. Руководитель летней практики Кунаховец С.В. рассказала об организации летнего отдыха учащихся. Были также представлены творческие отчеты классных руководителей за 2016/2017 учебный год. С анализом работы СППС за 2016/2017 учебный год выступила заместитель директора по воспитательной работе Жмакова С.Г.

         Кроме того, на протяжении учебного года воспитательная работа с классными коллективами велась в тесном взаимодействии со специалистами СППС, библиотекарем, педагогом-организатором, учителем музыки. Специалистами СППС проводилась диагностика, профилактическая работа по различным направлениям воспитательной работы.

         В своей деятельности классные руководители использовали широкий спектр форм и методов работы с учащимися.

Следуя  рекомендации  методического объединения,  классные  руководители  вели дневники классных руководителей, которые помогали учитывать работу по всем видам деятельности,  накапливать  сведения  об  учащихся  и  их  родителях,  равномерно распределять общественные поручения среди учащихся, анализировать работу, делать выводы и своевременно устранять недостатки. Классные руководители в течение года изучали методическую литературу, готовили доклады по актуальным проблемам, выступали на педсоветах, вели поиск оптимальных средств для реализации целей воспитания школьников, делились опытом с коллегами и т.д.

Анализ посещенных классных часов  показал, что классные часы спланированы и  проводятся  в  соответствии  с  планом  воспитательной  работы  классных  коллективов, воспитательный  материал  отобран  в  соответствии  с  возрастными  особенностями учащихся,  учтены потребности детей. В процессе целеполагания  можно проследить осознание учащимися значимости и целесообразности мероприятия. Содержание, формы и  методы  соответствовали  целевым  установкам.  Для  организации  мероприятий  были использованы различные формы проведения: занятия-тренинги, практикумы – Коляго А.С.(11 «А»кл.), Трофимов А.С. (9 «А»кл.),  классный час-деловая игра, «гостевой» (с привлечением представителей родительской общественности) – Злобина Н.А. (5 «А» кл.), Кохан З.И. (10 «А»кл.), классные часы в форме конкурсов и викторин – Бурак А.И. (5 «А» кл.), Кужель С.И. и т.д. Однако не все классные руководители относились ответственно к проведению классных часов, так были выявлены случаи формального отношения к проведению классных часов классными руководителями 5 «Б» и 8 «С» классов.

Актуальность  и  важность  темы  четко прослеживалась  на  всех  посещенных  мероприятиях.  Содержание  воспитательного материала  было  направлено  на  развитие  личности  ребенка.  Анализ  классных  часов показал,  что  классные  руководители  владеют  методами  личностно-ориентированного воспитательного  процесса,  руководствуются  принципами  сохранения  психического  и физического здоровья, организуют деятельность детей в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями.  Создают  ситуации,  способствующие  развитию активной жизненной позиции обучающихся.

В  течение  года  классные  руководители   принимали активное  участие  районных и городских конкурсах: «Традиции и современность», «Калядная зорка», «Зімовыя мроі»,  «Соблюдаем законы дорог», «Спасатели глазами детей», «Живи достойно» (все классные коллективы), «Здравствуй, мир» (классные коллективы 3-4 классов),  «ТехноИнтеллект» (классные коллективы 9-ых классов), «Здоровье и молодость» (классные коллективы 7-8 классов),  «Олимпийский огонь зажигает сердца» (классные коллективы 8-10 классов), «Мы разные, мы – вместе» (классные коллективы 5-11 классов), «Школа безопасности» (классные коллективы 3 «Б», 6 и 11 классов),  «Зеленая волна» (классные коллективы 6-7 классов),  «Радуга» (классные коллективы 4-9 классов), «Зарница» (классные коллективы 7-8 классов),  в конкурсах в рамках республиканской акции «Жыву у Беларусі і тым ганаруся» (все классные коллективы). Для успешного участия в конкурсах классные руководители используют и интерактивные технологии. Так, классный руководитель 1 «А» класса Лихачева С.В. приняла участие в городском интернет-конкурсе  по правовому воспитанию «От правовой грамотности – к гражданской ответственности» с использованием государственных информационно-правовых ресурсов и получила сертификат участника данного конкурса от комитета по образованию Мингорисполкома. Также, классные коллективы принимали участие в  подготовке  и  проведении  школьных  мероприятий,  выставок, конкурсов: «День позитива», «В гостях у Бульбаша», «Сладкоежка», конкурс-выставка «Креативная елка», Новогодние  представления, Торжественный прием в «октябрята», Торжественный прием в «пионеры», Отчетный концерт. Классные руководитель принимают участие и в конкурсах педагогического мастерства, так Кужель С.И. классный руководитель 7 «А» класса принял участие в конкурсе профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» 2017 в номинации классный руководитель.

В течение учебного года классные руководители проводили целенаправленную систематическую работу с родителями учащихся в форме классных собраний, индивидуальных бесед, привлекали родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.

  Разнообразие  форм  и  методов воспитательной  работы,  используемых  классными  руководителями,  показывают профессионализм и творческую активность педагогов, их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень. Многие педагоги имеют многолетний опыт работы  в  роли классного  руководителя, владеют  целым  арсеналом  форм  и  способов организации воспитательного процесса, имеют высокую теоретическую и методическую подготовку  в  целеполагании,  планировании,  организации  и  анализе  воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. Занимаются классные руководители и обобщением своего многолетнего опыта, так в 2016/2017 учебном году обобщили свой опыт работы классные руководители Лихачева С.В. и Панькова О.В. В итоге их работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся начальных классов»  опубликованы в журнале «Народная асвета»: №7 (2016) – программа гражданско-патриотического воспитания и сценарий мероприятия «Путешествие в страну Пионерию», в №10(2016) – сценарий викторины «Мой родной город Минск» и в №5(2017) – разработка урока Памяти «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»

Неотъемлемой частью воспитательного процесса учреждений образования является туризм. Туристско-экскурсионные программы способствуют развитию у учащихся разных возрастов интереса к богатому историко-культурному наследию нашей страны, к традициям и героическому прошлому белорусского народа. В данном направлении работа классными руководителями проводится не на должном уровне. Так, только учителями I ступени общего среднего образования и классным руководителем 7 «Б» класса Ковалевой В.В. были организованы экскурсии по разнообразным маршрутам: Минск-Березовка-Новогрудок-Минск, Минск-Раков – Минск, Минск-Заславль – Минск, а также по маршруту «Спадчына» (по городу Минску).  Были организованы традиционные экскурсии в конце учебного года для 9-ых, 11 классов, но эти экскурсионные поездки носят скорее развлекательный характер. В 2017/2018 учебном году следует активизировать работу классных руководителей в данном направлении.

План посещения социокультурных учреждений на 2016/2017 учебный год выполнен всеми классными руководителями.

Анализируя деятельность классных руководителей  можно сделать вывод, что работа по созданию классных коллективов ведётся целенаправленно. Анализ итогов работы методического объединения показывает, что поставленные задачи в основном выполнены.

Однако, наряду с положительными моментами есть и недоработки:

1.Некоторыми классными руководителями работа велась на недостаточном уровне по нескольким направлениям: организация горячего питания (Кунаховец С.В., 8 «А» класс, Шешко Ю.Л., 9 «Б» класс); участие в акции по сбору макулатуры в 1 квартале 2017 года (Боброва Л.О., 3 «А» класс, Ломаченкова К.С., 5 «Б» класс, Сердечная Л.В., 8 «С» класс, Кунаховец С.В., 8 «А» класс, Трофимов А.С., 9 «А» класс, Коляго А.С., 11 класс).

2. Довольно низкая социальная активность – инертность  большинства классных коллективов среди 5-11 классов. За исключением учащихся 6 ,10, 11 классов,  учащиеся довольно пассивны и скептически воспринимают то, что предлагается в школе активом учащихся и классными руководителями.

3.      Не полностью реализованы возможности учащихся во внеурочной деятельности, не все учащиеся нашли свое место в общественной жизни школы.

4. Недостаточно часто привлекались представители родительской общественности к участию в мероприятиях по различным направлениям воспитательной работы (классные часы, часы информирования, экскурсии на места трудовой деятельности  родителей и др.).

5. Неопытность молодых классных руководителей в руководстве своих коллективов.

Исходя из вышесказанного, в 2017/2018 учебном году МО классных руководителей предстоит выполнить следующие задачи:

  1. Организовать взаимопосещение внеклассных мероприятий (классных часов).
  2. С целью  привлечения старшеклассников к участию во внеурочной деятельности построить работу с ученическим активом  в следующем учебном году.
  3. В планы воспитательной работы включить различные формы взаимодействия с классными руководителями по вопросу детских и молодежных организаций;
  4. Привлечь учащихся различных возрастных категорий к подготовке и проведению различных школьных мероприятий;
  5. Разнообразить формы работы с детским коллективом, учитывая их особенности, возможности и уровень развития.
  6. Продолжить работу по изучению,  обобщению  и  распространению  передового  педагогического  опыта  по воспитанию учащихся.

 

Руководитель МО                                                                         В. П. Гаранин



 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010