г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ по специфике адаптационного периода десятиклассников

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ по специфике адаптационного периода десятиклассников

  

 В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

 

Первый этап адаптационного периода старшеклассников (он проходит примерно четыре дня) так же, как и в других классах, начинался со знакомства ребят друг с другом. Представления проходят в малых группах. Чтобы интенсифицировать процесс знакомства, вся последующая работа происходит уже в группах иного состава. Такая «плавающая структура» групп предоставляет возможность личного контакта с наибольшим количеством одноклассников. Процесс знакомства друг с другом углублялся и в ходе специально организованного взаимодействия всего класса (например, диалога с помощью мяча, «живой анкеты» ). Причем важным условием принятия школьниками друг друга оказывается непосредственное участие во всех процедурах классного руководителя.

 

Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Определяющей в данной ситуации является способность старшеклассника взять ответственность за успешность своего обучения на самого себя. И даже если ребята окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, стоит пробудить у них желание поразмышлять по этому поводу. Эта часть работы проводится преимущественно в форме самоисследования (Что я могу сделать для того, чтобы...? Что я больше всего ценю в себе, других людях? Что значит занять определенную позицию в жизни? От чего прежде всего зависит мой собственный успех в...? ). Важно, чтобы у ребят была возможность поразмышлять самостоятельно над значимыми вопросами, а также соотнести полученные результаты с представлениями сверстников. Учитель обобщает анонимные ответы ребят, дифференцирует их по значимым основаниям и предлагает результаты своего исследования.

 

 Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Поэтому мы посчитали необходимым предложить ребятам задания, в ходе которых они приобретают опыт такого взаимодействия.

 

Вся работа на этом и других этапах сопровождается, по нашему замыслу, «вслушиванием» ребят в свои ощущения, чувства и настроения. Предлагалось, например, придумать эпитет к своему имени, соответствующий собственному состоянию, сделать рисунок «Как я чувствую себя в классе», обменяться впечатлениями, настроениями после определенного этапа работы.

 

Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящен решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определенного результата. Ребятам могут быть предложены или остроумные математические задачи, или проблемные ситуации типа «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», которые затем они анализируют (что помогло продуктивному взаимодействию, что помешало, как целесообразно действовать в подобных ситуациях). Затем можно предложить нарисовать коллективный автопортрет класса, где старшеклассники используют уже приобретенный опыт взаимодействия.



 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010