г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

Не хочу учиться

В психологии не существует понятия "лень", зато есть "недостаток мотивации" и "страх". Если кто-то ленится  делать что-то, значит, оно ему или не достаточно сильно нужно, или он боится наступления каких-то неприятных последствий.

Замечательный пример привела девочка Аня 9 лет: "Моя бабушка говорит, что не прилетает к нам в гости (Аня живет за полярным кругом), потому что ей лень собираться и ехать в такую дальнюю дорогу. А на самом деле она страшно боится летать".

С учебой - похожая ситуация. В каждом человеке заложены природой потребности в  познании, в реализации своих способностей, в самореализации. И если у вашего ребенка они почему-то не проявляются ("ему ничего не надо") или даже отвергаются (отказывается ходить в школу), то в первую очередь следует найти причину этого, а потом уже думать "что с ним делать" или "как с ним бороться". Если ребенок говорит: "Не хочу ходить в школу", "Не хочу учиться", - то услышать надо что-то вроде "Мне плохо", "Мне тяжело", "Я чувствую себя неуспешным".

Не хочу ходить в школу! А почему?

Где искать причину?

1. В семье: излишнее давление родителей, придающих слишком большое значение учёбе ("мама, ты меня за оценки любишь?"), равнодушие и отвержение родителей ("уйди, не мешайся"), конфликты и напряженная обстановка дома, чувство одиночества, развод родителей, появление других детей.

Пример. Бывает, что причина плохой успеваемости - желание почаще видеться с папой. Как рассказала мама 10-летнего Михаила, папа очень редко приезжает повидаться с сыном, но стоит только ему "нахватать двоек", как папа тут же "примчится воспитывать". А Миша "рад без памяти", что папа приехал! Отец ругается, а Миша светится от счастья...

2. В школе: негативные отношения с учителем или одноклассниками, отсутствие друзей, наличие врагов, позиция аутсайдера или "козла отпущения".

Пример. Мальчик хорошо учился, но не хотел ходить в школу, потому что был "домашним", воспитанным, неконфликтным, а другие дети - намного более агрессивными, и ему каждый день приходилось отбиваться, драться и защищаться от нападок.

3. В содержании учебы: уровень сложности или уклон в обучении не соответствует способностям и склонностям ребенка; ребенку неинтересно выполнять учебные задания, а взрослые не пытаются его увлечь, предпочитая заставлять силой.

Пример. Ребенка, предрасположенного к спорту, отдают в класс с углубленным изучением математики, так что на движение и активность времени вообще не остается. Собственные способности не реализуется, а все силы уходят на то, чтобы добиться успеха в неподходящей ему сфере.

4. В удовлтеворенности жизнью в целом: остается ли время на игры (особенно в начальной школе), на общение с друзьями (особенно в подростковом возрасте!) на увлечения, хобби и спорт; на любимые занятия (в том числе телевизор и компьютер), чувствует ли себя ребенок успешным в каком-либо виде деятельности;  не замкнулась ли жизнь ребенка по кругу: сон-школа-уроки-сон?

Пример. Жизнь подростка состоит из школы, уроков и репетиторов, в выходные - отдых с родителями. Общение с ровесниками - только на переменах. Между тем в этом возрасте общение с друзьями должно выходить на первое место по значимости. Подросток будет сопротивляться такой системе изо всех сил.

5. В характере ребенка (приобретенные качества): неуверенность в себе, тревожность, боязнь ошибиться, страх отвечать перед аудиторией, что будут смеяться, уход в мир фантазий, потеря интереса в случае неудачи, нетерпимость,..Уважаемые взрослые, все эти качества являются приобретенными, т.е. таким ребенок не рождается, а становится во многом благодаря "вредным" установкам взрослых:

"не умеешь - не берись" (а как же тогда учиться?)

"не лезь, куда не просят" (не проявляй инициативу, веди себя пассивно)

"вечно ты глупых ошибок наваляешь" (ты все делаешь плохо)

"ну почему все дети могут, а ты нет" (ты хуже всех)

"ну ты что, совсем дурак?" (ты глупый)

"принесешь плохую оценку - ко мне не подходи" (если ты будешь плохо учиться, я не буду тебя любить)

6. В свойствах нервной системы (врожденные качества): синдром дефицита внимания и гиперактивности, сверхподвижность и неусидчивость, повышенная возбудимость, импульсивность. Это врожденные качества нервной системы, с ними нет смысла "бороться". Их нужно направить в социально приемлемое русло (например, активные виды спорта) и постепенно, терпеливо, целенаправленно корректировать с помощью специалиста.

Пример. К ребенку с СДВГ применяются такие же требования, как и к здоровым детям: "Сиди ровно, не крутись, не стучи, ничего не трогай". Каждый день ему еще и дома "влетает" за то, что он их не может выполнить. Да, он невнимательный, крутится-вертится, "как будто не слушает", но зато он отлично всё запоминает. Он легко освоит школьную программу, если взрослые снизят свои требования к поведению.

Как же сформировать правильную мотивацию?

1. Сочувствием: "Да, это действительно сложная тема", "Тебе очень обидно, когда ты тянешь руку, а тебя не спрашивают", "Уроки и правда иногда бывают очень скучными".

2. Положительной установкой: "Ты можешь сделать лучше", "У тебя получится", "Вместе мы справимся", "Ты умный и способный".

3. Актуальными целями: "Тех, кто хорошо учится, уважают в классе", "Тем, кто хорошо учится, учителя прощают недочеты", "Те, кто хорошо учатся, обычно в центре внимания", "Получишь на этой неделе три пятерки - пойдем в выходные в кино".

  1. Справедливой оценкой успехов: самая справедливая оценка достижений - в сравнении с самим собой, а не с другими! "Ты стал читать намного лучше, чем в первой четверти", "Сегодня ты сделал домашнюю работу быстрее, чем обычно", "Этот диктант ты написал хуже, чем предыдущий".

5. Правильной похвалой, которая порождает желание поступить так еще раз.



 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010