г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ КОНСТРУКТИВНО

Если отбросить эмоции, конфликт — это просто столкновение мнений. Ничего больше, ничего меньше. И у конфликта есть важная позитивная функция — он способствует нашему развитию, но… только в том случае, когда мы ищем конструктивный выход из сложившейся ситуации.

Представьте, что вы едете на машине, и вам нужно добраться до определенного места. По пути вы попадаете в мелкие и крупные аварии, приходится останавливаться, выяснять отношения, вызывать полицию. Это сильно усложняет путь к конечной цели. То же самое происходит с нашими отношениями, с нашей жизнью. Скандалы отодвигают нас от мечты, от цели. Но если конфликт не превращается в ссору, он позволяет найти решение, которое удовлетворит обе стороны и позволит двигаться дальше по намеченному пути.

«Конфликтоген» — малая искра большого пожара

Знаете, в какой момент конфликт перерастает в ссору? Тогда, когда вы начинаете использовать «конфликтогены». Что же это такое? Это слова, жесты, действия, которые вы «бросаете» в собеседника, вызывая негативную ответную реакцию. Это искры, из-за которых в считанные минуты вспыхивает пожар скандала.

 Вот основные «конфликтогены»:

 

- Я — ЖЕРТВА

 

С визгливыми интонациями в голосе вы сообщаете, что ваши интересы не учитываются, что вы всегда крайняя, что о вас никогда никто не думает. Вы становитесь на позицию Жертвы, выставляя своего оппонента Агрессором. Однако создавая у другого человека комплекс вины, вы не решаете проблему, а вызываете его гнев на себя.

 

- ИГРА В МОЛЧАНКУ

 

На вопрос «Что случилось?» следует ледяное «Все нормально». Так вы хотите обратить внимание собеседника на ваше настроение и недовольство. Но этот способ не дает желаемого результата. Оппонент не может догадаться, что вас задело, зато видит, что им манипулируют, и обижается в ответ.

 

- КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА

 

Вы не даете оппоненту вставить ни слова, перебиваете его, проявляете нетерпение. Тон вашей речи, ваша мимика, жесты — все выражает превосходство. Вы словно говорите ему: «Ну ладно, говори-говори. Мне-то уже давно все ясно!» Такая надменность способна вывести из себя даже самого уравновешенного человека.

 

- ПРОВОКАЦИЯ

 

«Да с кем ты споришь? Здесь я самая умная, потому что я так сказала!» Мало кто из представителей сильного пола стерпит такое, ведь мужчина не может позволить себе быть неудачником. В итоге, он срывается, кричит, переходит на оскорбления, хлопает дверью.

 

- НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ

 

В ссоре мы нередко начинаем «клеить ярлыки»: «Ты такой же мямля, как твой отец!», «Ты — пороховая бочка» и т.д. Так мы пытаемся переложить вину за возникшие разногласия на другого человека. В результате, вместо того, чтобы урегулировать конфликт, оппонент начинает злиться и в свою очередь «лепит» ярлыки на нас.

 

- «ИЗБИЕНИЕ" ИНФОРМАЦИЕЙ

 

С близкими людьми мы достаточно откровенны, и порой рассказываем о себе не самые приятные вещи, говорим о своих недостатках, комплексах, тайных желаниях. Если в ссоре эта информация всплывает, то почти сразу же порождает переход на личности и выяснение отношений.

 

Талант конфликтовать

 

Итак: используя «конфликтогены», мы лишаем себя возможности решить проблему. Мы застреваем в ней на недели, месяцы, а порой и на годы. Но, предлагая отказаться от «конфликтогенов», я не прошу вас ломать себя или без повода идти на уступки. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию до того, как она переросла в скандал, вам всего лишь нужно открыть свой талант конфликтера!

 

Да-да, каждый человек может быть талантливым конфликтером. Наиболее комфортные способы разрешения конфликтов заложены у нас в подсознании — и каждый может их увидеть и вывести на осознанный уровень.

 

Подумайте о том, какие «конфликтогены» вы используете чаще всего, а какие методы реально помогли «разрулить» ситуацию.

 

И помните, меняя себя и свое поведение, мы меняем мир вокруг нас!

 

Конфликт с учителем в школе. Что делать?

 

У некоторых детей могут не сложиться отношения с тем или иным учителем в школе. Родителям нужно разобраться в ситуации и понять, как разрешить конфликт ребенка с учителем, который не справляется с их дочерью или сыном.

 

Известны случаи конкретной индивидуальной несовместимости, кроме того, встречаются педагоги-непрофессионалы или очень плохо воспитанные дети. К сожалению, не во всех общеобразовательных учреждениях есть психологи, занимающиеся разрешением конфликтов в школе.

 

Как разрешить конфликт с учителем

 

Прежде всего, не вините во всем учителя или ребенка, объективно и спокойно разберитесь в ситуации, ведь такие конфликты – довольно частое явление. Родителям нужно понимать, что их ребенок не хочет учиться, выводит из себя педагогов, которые не обязаны его любить за это.

 

Если учитель регулярно жалуется на поведение малыша, попытайтесь разобраться в его претензиях, чтобы у вас сложилось ясное представление о сути конфликта вашего ребенка с учителем. Чтобы разрешить конфликт с учителем, сходите в школу и поговорите с ним, а также с классным руководителем и даже с администрацией, если необходимо ее вмешательство.

 

Диалог учителя и родителя

 

Начинать диалог учителя и родителя о конфликте не должен начинаться в учительской – говорите только наедине. Оправдываться или оправдывать, а также защищаться или нападать на педагога совершенно не стоит, ведь в ваших интересах наладить сотрудничество, а не продолжать войну. Не угрожайте, однако и не унижайтесь, не стоит критиковать учителя, если вы лично не присутствовали на уроках и судите о его методах преподавания только со слов сына или дочери.

 

Выслушайте педагога, чтобы понять его позицию, постарайтесь выключить эмоции и включить логическое мышление. Не перекладывайте ответственность за поведение ребенка в школе на себя – у него, как и у педагога, есть своя мера ответственности.

 

Нельзя обещать того, что вам не под силу выполнить, а тем более, обещать за своего ребенка. Расскажите педагогу о некоторых особенностях характера вашего малыша, говорите только от своего имени, вместе ищите конструктивные компромиссные решения.

 

Поговорите с ребенком о конфликтах в школе

 

Обязательно выясните, какие условия или помощь нужны ребенку, чтобы он вел себя в соответствии с требованиями учителя. Родители могут разъяснить ребенку, например, необходимость образования для человека или же потребовать от малыша более ответственно подходить к учебе.

 

Если вы консультировались с детским психологом по вопросу, как воспитывать детей, то должны знать, что не стоить наказывать ребенка, стыдить или унижать его, особенно в присутствии других людей, а тем более, быть. Чтобы ребенок захотел стараться и меняться в лучшую сторону, он должен чувствовать, что родители его понимают и любят.

 

Переход в другую школу

 

Перевести ребенка в другую школу – возможно, это самый лучший выход, если конфликт ребенка с учителем трудно разрешимый и тянется уже долгое время.

 

Однако если ситуация не разрешается «здесь и сейчас», а переводится в другое пространство, родители показывают ребенку, что от проблемы можно сбежать. Поэтому у малыша формируется привычка незавершенных конфликтных отношений.

 

Каждая ситуация неоднозначна и индивидуальна, если не удается разрешить конфликт ребенка с учителем, ищите специалиста, который поможет вам – это психологи, другие педагоги, администрация школы. Прислушайтесь к мнению родственников или близких друзей, которые сталкивались с подобными конфликтами в школе.

 

Ребенку школьного возраста живется нужно учиться самостоятельно выстраивать отношения не только со сверстниками, но и с педагогами. Довольно-таки большое количество детей имеют проблемы в отношении с учителями, о которых родители даже не догадываются. Конфликты в школе можно разрешить, если разобраться в ситуации и пойти на компромисс.

ВЫХОДИ ИЗ КОЛНФЛИКТОВ ПРАВИЛЬНО!

Один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется семь:

Соперничество

Приспособление

Избегание

Компромисс

Сотрудничество

Подавление

Переговоры

Соперничество:

 

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

 

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»:

- Жёсткий контроль над действиями оппонента;

- Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми -способами;

- Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону;

- Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов;

- Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности;

 

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

 

Приспособление

 

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

 

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»:

- Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему;

- Активная демонстрация пассивной позиции;

- Отсутствие претензии на победу и сопротивление;

- Лесть, потакание оппоненту;

 

Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»:

 

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

 

Избегание

 

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

 

- Основные действия человека при стратегии «Избегание»:

- Отказ от взаимодействия с оппонентом;

- Тактика демонстративного ухода;

- Отказ от применения силовых методов;

- Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов;

- Отрицание важности и серьёзности конфликта;

- Преднамеренное замедление в принятии решений;

- Страх сделать ответный ход;

 

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»:

 

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.

 

Компромисс

 

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

 

- Основные действия человека при стратегии «Компромисс»:

- Ориентированность на равенство позиций;

- Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента;

- Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения;

- Стремление к поиску взаимовыгодного решения;

 

Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»:

 

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

 

Сотрудничество

 

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

 

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»:

 

- Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте;

- Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения;

- Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить;

- Рассмотрение предложений оппонента;

 

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»:

 

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всего его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.

 

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

 

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

 

Подавление

 

Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.

 

Основные действия человека при стратегии «Подавление»:

 

- Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов;

- Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами;

- Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон;

 

Плюсы и минусы стратегии «Подавление»:

 

Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.

 

Переговоры

 

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

 

- Основные действия человека при стратегии «Переговоры»:

- Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения;

- Прекращение любых агрессивных действий;

- Проявление внимания к позиции оппонента;

- Тщательное обдумывание последующих действий;

- Использование посредника;

 

Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»:

 

Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.

 

Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».

 

 

 



 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010