г.Минск, ул. Парниковая, 5а,
Тел. (017) 219-37-47
   
           
       
         
   
   

Поддержание познавательного интереса учащихся

Важным педагогическим условием эффективности обучения является возникновение и поддержание познавательного интереса учащихся. Порой самому ребенку достаточно непросто определиться в своих интересах, даже при непосредственном участии родителей, тем более на этапе “взросления” личности, когда все кажется интересным, необходимым и полезным. Поэтому деятельность педагога по поддержанию и развитию познавательного интереса учащихся в ходе проведения учебных и факультативных занятий направлена на:

-           моральную поддержку стремления учащихся к достижениям;

-           грамотное соотношение похвалы и критики;

-           обеспечение причастности каждого ученика к успешным результатам работы всей группы;

-           поддержание творческой обстановки, обеспечение условий для личностного развития каждого ученика;

-           обеспечение новизны и полезности познавательной информации, использование активных и интерактивных форм работы на занятиях;

-           чередование на занятиях видов деятельности; использование заданий на все мыслительные операции: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация, интерпретация, проектирование, моделирование, конструкция и др.;

-           вовлечение учащихся в различные виды исследовательской деятельности;

-           эмоционально окрашенное педагогическое воздействие на учащихся;

-           авансирование успеха не уверенным в себе ученикам;

-           рефлексию управленческой, педагогической и ученической деятельности.

Данный подход даст возможность педагогу регулировать, корректировать, а значит, и совершенствовать процесс планирования, организации и реализации учебного и факультативного обучения.

Как на учебных, так и на факультативных занятиях в начальной школе применяю индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы, организую интерактивное общение и взаимообучение. Большое внимание уделяю самоанализу и самооценке.

Тренинги, практикумы, творческие мастерские, экскурсии, занятия-игры, путешествия и другие формы работы, которые использую на факультативных занятиях, дают возможность сформировать у младших школьников способность свободно мыслить, решать нестандартные задачи, творчески подходить к выполнению заданий и на учебных занятиях. Формирую у учащихся опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяю опыт познавательной деятельности и развития познавательного интереса и др.

В настоящее время деятельность управленческой команды школы направлена на успешную реализацию познавательных функций факультативных занятий, которая возможна при условии соблюдения основных дидактических принципов как на учебных, так и на факультативных занятиях.

Важнейший из них – принцип преемственности.

В первую очередь преемственность целей учебного и факультативного занятия.

Следуя целевой преемственности, вновь формулируемые цели и задачи занятий основываются на предыдущих, углубляю и дополняю их.   Привлекаю учащихся к целеполаганию как на уроке, так и на факультативных занятиях.

   Следующей составляющей является преемственность содержания обучения: «учебное занятие – факультативное занятие»

Факультативные занятия направлены на углубление знаний по предметам, на расширение знаний и развитие навыков познавательной деятельности на развитие творческих способностей учащихся.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила бы шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.  

В зависимости от вида творческой деятельности выделяю 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения и факультативных занятий «Путешествие в мир сказки»

  1. Словесное развертывание образов произведения.

   2. Изобразительная творческая деятельность.

   3.Игра - драматизация.

 

При работе с художественными текстами считаю основным метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста.

Методические приемы, которые использую и, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения, это - выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка учебной проблемы.

       Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использую такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей как на учебном, так и на факультативном занятии в том числе и «Учусь творчески мыслить», способствует самовыражению младшего школьника.

   Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Творческие мастерские создают условия для развития литературно-творческих способностей школьников, формируют человека активного, уверенного в себе, творчески относящегося к делу.

   Главным условием мастерской является свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит. Главная цель мастерской как на уроках литературного чтения, так и факультативных занятиях – организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы исследования, анализа произведения. Творческая деятельность организуется по правилам:

- диалог в сотворчестве;

- свобода выбора, действий;

- равенство всех участников;

- «благоустройство» пространства;

- отсутствие оценки;

- право на ошибку.

Результатом занятий -мастерской является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе. В данном случае рукописная книга «Ручеёк» - совместный продукт словесного развертывания образов и изобразительной творческой деятельности.

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: - рисование эпизода, который больше понравился;

- рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

- изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

- составление рисованного диафильма;

- аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

- составление картинного плана.

Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену.

Именно драматизация является одним  из приёмов, которые способствуют активизации учебной работы учащихся как на уроках чтения, так и на факультативных занятиях. Вот некоторые из видов драматизации, которые   использую в классе без специальных театральных средств и подмостков:

- чтение произведения по ролям. Его удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка.

-чтение наизусть с применением соответствующих жестов, телодвижений,  интонации, расположения в группах;

- чтение произведения в классе с описанием тех положений, действий, выражений лиц, поз, интонации, костюмов, обстановки и прочих средств и предметов, которые необходимы для живого действия;

-разыгрывание сценария с некоторыми декорациями, условными костюмами, упрощенным гримом.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге.

Драматизация также способствует развитию речи учащихся.

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.

Драматизация может стать находкой для любого учителя, интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива.

Кроме этого, драматизация или творческая деятельность ближе всего к детскому литературному творчеству. Наряду со словесным творчеством, драматизация представляет собой самый распространенный вид творческой деятельности детей, поэтому она и близка ребёнку.

Кроме целевой и содержательной преемственности важной составляющей является технологическая преемственность. Она обеспе­чивается выработкой общих подходов к организации образовательного процесса на уроке и факультативе. Обучение на факультативе организую с использованием знакомых для школьников видов учебной деятельности; приемов, методов работы, технологий и средств обучения. При этом не забываю о принципе занимательности при организации работы факультативного занятия. Например, многие из нас используют информационные технологии, особенно презентации. Ученики уже к этому привыкли, поэтому периодически их   удивляю некоторыми новинками.

Таким образом, в процессе проведения « учебных занятий – факультативного занятия» у младших школьников развивается группа умений, составляющих основу межличностной коммуникации: умении пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение публично выступать.

Верно гласит немецкая поговорка "Во всех изысканиях разума самое трудное — это начало".



 
   
  © ГУО "Средняя школа №20 г. Минска"

Регистрационное свидетельство
№1141001020 от 23.07.2010